«Шансов на победу за махачкалинский порт больше у группы "Сумма"»


Кавполит, 10 июня 2016   –   kavpolit.com


Лицо в ситуации смены руководства будут стараться сохранить обе стороны

usahlkaro Эдуард Уразаев журналист

КАВПОЛИТ поинтересовался у журналиста Эдурда Уразаева, какие за и против он видит в потенциальной смене руководства Махачкалинского морского торгового порта.

На его взгляд, история сейчас поворачивается «точно таким же боком», как в 2010 году, когда пост гендиректора ММТП покинул Абусупьян Хархаров: в сюжете вырисовываются фигуры крупных дагестанских бизнесменов, ожидание приватизации порта, несовершенство законодательства, конфликт аппаратно-политических группировок и даже, возможно, административный ресурс, задействованный Чеченской Республикой.

Судя по всякого рода сообщениям в ситуации вокруг смены руководства в Махачкалинском морском торговом порту задействованы серьезные силы.

К примеру, в фоторепортаже, который опубликовала газета «Черновик», видны спецназ, полиция, просто вооруженные люди в футболках, некоторое число людей с черенками лопат и так далее. Выглядит это весьма внушительно и серьезно: люди как будто собрались для рейдерского захвата этого предприятия.

С другой стороны, мы видим, что за смену руководства ММТП, за реализацию решения Росморречфлота выступают какие-то неизвестные молодые люди, которые вышли на Родопский бульвар с плакатами, на которых мирно предлагается реализовать законное решение конкурсной комиссии по назначению нового директора Андрея Гормаха, вместо бывшего гендиректора, у которого истек контракт, – Ахмеда Гаджиева.

«Сумму» не пускают в махачкалинский порт https://t.co/jsiWcmQ5Lg

RIA (@armet1975) 6 июня 2016 г.

Я согласен, в общем-то, со своими коллегами-журналистами, которые проанализировали ситуацию: в этом сюжете вырисовываются фигуры крупных дагестанских бизнесменов.

За спиной бывшего гендиректора Ахмеда Гаджиева мы видим его брата – депутата Государственной Думы Магомеда Гаджиева, который будет выдвигаться, по всей видимости, от «Единой России» на новый депутатский срок.

То, что он близок к Сулейману Керимову, говорит о том, что он пытается отстоять те позиции, которые были завоеваны в свое время в 2010 году, – должность гендиректора порта у Абусупьяна Хархарова.

При смене руководства в 2010 году вырисовывался, кроме экономического, совершенно очевидный политический подтекст.

При смене руководства ММТП в 2010-м вырисовывался, кроме экономического, очевидный политический подтекст

Тогда тоже были попытки устроить массовые акции против назначения нового руководства. Смена руководства происходила в три этапа.

Но, тем не менее, было понятно, что Хархаров не хочет уходить. Он даже мобилизовал людей, связанных с Духовным управлением. Поскольку он оказывал благотворительную помощь ДУМ и его структурам, поэтому шли разговоры о том, что проведут мощный митинг в его поддержку.

Но ситуацию урегулировали. Тогда тоже ситуация выглядела перехватом – может быть, не совсем корректным и обоснованным со стороны руководства. Морской порт – это все-таки федеральное государственное предприятие.

Махачкалинский морской торговый порт в ожидании Андрея Гормаха…

ПОДРОБНЕЕ:… https://t.co/0pnqIwCULN

— Газета Черновик (@gazetachernovik) 3 июня 2016 г.

А сейчас история поворачивается точно таким же, как говорится, боком. Тогда тоже вроде бы говорили о том, что предприятие достаточно успешное и руководство тоже, соответственно, достаточно успешное.

Но потом против Хархарова были возбуждены уголовные дела, и он в настоящее время проходит по одному из уголовных дел: ведется судебный процесс, но он затягивается всяческими способами.

Получается, что эти события обернулись им тем же самым, что они делали в свое время.

На тот момент, когда Хархаров уже уходил, выяснилось, что корабли были приватизированы по заниженной цене, что у предприятия много долгов. И Ахмеду Гаджиеву пришлось все это расхлебывать.

За более чем 5 лет ему удалось как-то стабилизировать ситуацию и сделать предприятие достаточно успешным.

За более чем 5 лет Ахмеду Гаджиеву удалось стабилизировать ситуацию и сделать ММТП достаточно успешным

В данном случае начинает проявляться некоторое несовершенство законодательства, связанное, с одной стороны, с обеспечением трудовых прав менеджеров, с другой стороны, с ведомственной принадлежностью государственного предприятия, которое принимает решение в соответствии с какими-то аргументами продлевать или не продлевать с тем или иным руководителем контракт на следующий срок.

Но это далеко не новая тема. Таких случаев было много, и не только в Дагестане.

Казалось бы, речь идет о государственном унитарном предприятии, однако часто именно на таких объектах паразитирует бюрократия, начиная от директора и его окружения и кончая министерствами и ведомства, которые отвечают за деятельность этого предприятия.

Кадиев: Росморречфлот не ограничен в выборе и.о. гендиректора махачкалинского порта https://t.co/sLAwrtoo3S #cknot

— Кавказский Узел (@caucasianknot) 7 июня 2016 г.

В Дагестане достаточно много предприятий, которые десятилетиями не приносят особого экономического результата, но тем не менее сохраняют должности; многие из них сдают в аренду территории и постепенно пытаются приватизировать лакомые кусочки организации.

К сожалению, российское законодательство дает возможность, лазейки, для того чтобы находить аргументы для тех лиц, которые привыкли на этом достаточно серьезно паразитировать.

Только из-за одной высокой зарплаты гендиректора того или иного предприятия, конечно, устраивать такие пляски, условно выражаясь, наверное, никто из менеджеров не стал бы.

Здесь мы видим больше интерес, связанный с тем, что ожидается еще и приватизация морского порта. Видимо, это подтолкнуло заинтересованных лиц расширить свое поле, свои владения и свои возможности.

Мы видим интерес, связанный с тем, что ожидается еще и приватизация морского порта

Еще один аспект связан с тем, кто станет лучшим руководителем для предприятия. Обычно ведутся споры о том, технарь ли, инженер, хорошо знающий специфику того или иного предприятия, или топ-менеджер.

В данном случае речь со стороны Росморречфлота вроде бы идет о топ-менеджере, который имеет успешный опыт руководства Новороссийским морским торговым портом и Объединенной зерновой компанией, входящей в сферу влияния группы «Сумма», за которой стоит Зиявудин Магомедов.

С другой стороны, Ахмед Гаджиев тоже не являлся ни топ-менеджером, ни технарем, а прошел как родственник депутата Госдумы.

Если Росморречфлотом ставится задача использовать возможности, потенциал морского международного порта, о чем долго говорилось, аргументация выглядит достаточно обоснованной. Противопоставляется этому то, что предприятие успешное, трудовой коллектив привык к руководителю, и чтобы не испытывать потрясений, целесообразно не менять руководителя.

Судьбу махачкалинского порта решат Сергей Меликов и Рамазан Абдулатипов? https://t.co/J9CYmOpMYP

— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 9 июня 2016 г.

В заявлении заместителя гендиректора, который стал временно исполняющим обязанности гендиректора ММТП, Мурада Хидирова говорится, что была якобы договоренность на высшем уровне между полпредом президента РФ в СКФО Сергеем Меликовым и главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым (и отчасти, может быть, еще какими-то чиновниками) о том, что до приватизации все-таки руководителем будет прежний директор Ахмед Гаджиев.

Предполагается, что новый контракт будет заключен в момент приватизации, которая должна быть проведена в течение 2016 года. Получается, что речь идет о праве правления этим предприятием в течение примерно полугода. Тогда, как говорится, что копья ломать?

Хидиров заявлял, что во время конкурсных испытаний (проводили тест и собеседование) Гормах вел себя несколько странно и не совсем продемонстрировал инженерную компетентность.

Но, повторяю, Ахмед Гаджиев тоже не имеет инженерного образования. И о его качествах топ-менеджера в 2010 году никто ничего не знал. Поэтому ситуация вызывает споры.

Хидиров заявлял, что во время конкурса Гормах не совсем продемонстрировал инженерную компетентность

Может быть, не до конца говорят всей правды. Видимо, рассчитывают, что от акционирования они не только получат часть госсобственности, а может быть, еще какие-то дополнительные права и сохранят актив в сфере своего влияния. Тогда возникает вопрос, стоит ли игра свеч. Спрашивается, нужно ли устраивать пляски?

С другой стороны мы видим, что Андрей Гормах и команда, которая за ним стоит, уверенно заявили, что судебное решение Гудермесского городского суда, на которое опирается команда Ахмеда Гаджиева, не совсем корректно, оно будет оспорено в любом случае. Дело в том, что заявления Магомеда Кантаева об участии в конкурсе, по словам Гормаха, не было. Значит, его кандидатуру никто не отвергал. Поэтому вообще сомнительно рассмотрение этого вопроса.

Тут вырисовывается другой политический расклад.

Гормах, кроме того, сделал заявление, что обнаружен арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП. Но дело в том, что суд не имеет обратной силы, а решение суда было принято 30 мая, тогда как приказ был издан сразу после решения конкурсной комиссии, еще 27 мая. Здесь вроде бы есть права и основания для того, чтобы Гормах уступил свои права на управление предприятием.

Гудермесский городской суд приостановил приказ Росморречфлота о назначении Андрея Гормаха гендиректором… https://t.co/AcQFFVECwg

— Газета Черновик (@gazetachernovik) 1 июня 2016 г.

Еще один момент, на который я хотел обратить внимание.

На митинге на территории морского порта, в котором участвовал коллектив ММТП, появился Гаджимет Сафаралиев, тоже депутат Госдумы и кандидат в депутаты на следующий срок. Он выразил недоумение и высказал информацию, что не совсем корректно была проведена процедура комиссией и нарушены какие-то договоренности и рекомендации, которые давали Сергей Меликов и Рамазан Абдулатипов.

Что касается правовой коллизии, она тоже станет, наверное, предметом серьезных судебных разбирательств. И, возможно, каких-то политических договоренностей, о которых заявил Мурад Хидиров. Должна состояться встреча министра транспорта РФ Максима Соколова, в ведении которого находится Росморречфлот, Меликова и Абдулатипова.

Возможно, будут достигнуты какие-то договоренности полуполитического характера.

Коллектив Махачкалинского морского торгового порта считает решение Росморречфлота незаконным и требует отменить… https://t.co/L7p4wkVFMb

— Газета Черновик (@gazetachernovik) 30 мая 2016 г.

Появление Сафаралиева само по себе необычно, потому что он никогда не отличался публичными выступлениями, всегда участвовал только в презентационных, дежурного рода мероприятиях, преимущественно «Единой России». А тут вдруг он появляется в конфликтной ситуации.

Он является человеком, близким к Рамазану Абдулатипову и, соответственно, Сулейману Керимову.

Альянс, который до сих пор был в общественном мнении (Рамазана Абдулатипова и Зиявудина Магомедова), распался.

Получается, что Магомедов выступает против мнения Абдулатипова.

Сафаралиев никогда не отличался публичными выступлениями, а тут он вдруг появился в конфликтной ситуации

С другой стороны, в связи с участием Гудермесского городского суда, и после странной ситуации с судами в Чеченской Республике, которая находится под влиянием руководства республики, вполне возможно, был задействован и этот административный ресурс.

Альянс других глав республик плюс полпредство. Это не только конфликт бизнеса, но и конфликт аппаратно-политических группировок, уже на федеральном уровне.

Если судить по оговорке Мурада Хидирова, вроде бы пути отступления они за собой сохраняют, для того чтобы в мягком режиме решить вопрос, найти компромисс.

Но как будет выглядеть компромисс пока неясно.

В связи с участием Гудермесского суда, и после ситуации с судами в Чечне, вполне возможно, был задействован и этот ресурс

Однако если брать бизнес-подходы Зиявудина Магомедова, то он больше вкладывается в реальный сектор. А Сулеймана Керимова мы больше знаем как человека, который хорошо использует финансовые активы. Даже если какие-то предприятия приобретаются, то они после переформатирования некоторого продаются по большей цене.

Я даже в свое время в своей статье сравнивал Керимова и Магомедова с Рокфеллерами, всемирно известными магнатами, и Ротшильдами, которые тоже известны больше как финансовые деятели, миллиардеры.

#В_блогах

Чем отличается Зиявудин от Сулеймана? Тем же, чем Рокфеллеры от Ротшильдов?//t.co/ANKFIv6DAL pic.twitter.com/ig8D0vWIw9

— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 17 октября 2015 г.

Магомедов в последнее время набирает силу, демонстрирует свою близость к высшему руководству страны в большей степени, чем Сулейман Керимов, который и активы в достаточно большом объеме растерял.

По данным журнала Forbes, ранее он владел гораздо большими активами. Сейчас он, в общем-то, стабилизировался, но в последнее время не выглядел успешным бизнесменом, в отличие от Магомедова, который при этом владеет меньшими активами.

Поэтому больше шансов и перспектив на победу в данном споре, я думаю, у представителей группы «Сумма».

Очень противоречивые впечатления вызывает история взаимоотношений Сулеймана Керимова в разными руководителями Дагестана. При этом я не могу сказать, что она негативная, она имеет массу положительных моментов.

Не исключено, что Керимов будет бороться за порт. Он посылал Олега Липатова на Каспийский завод листового стекла. Посылал того же Липатова на должность первого вице-премьера правительства Дагестана.

Журналисты связали конфликт в Махачкалинском порту с борьбой олигархов https://t.co/SVzs053pcl #северныйкавказ

— #СеверныйКавказ (@NCnewsFeed) 31 мая 2016 г.

Поэтому и сейчас он вполне может выдвинуть более приемлемую фигуру на должность гендиректора ММТП.

Несмотря на переменчивый интерес Керимова к деятельности в Дагестане, в последнее время он все-таки активизировался.

Ранее обсуждали снижение его интереса к клубу «Анжи», но в последний момент все-таки были предприняты, видимо, какие-то усилия, и «Анжи» сохранил прописку в Премьер-лиге. Более-менее сохранил стабильно работу Каспийский завод листового стекла, какие-то подвижки пошли по авиапорту. Негласная договоренность была, возможно, и о продвижении Магомеда Гаджиева в будущий состав Госдумы.

Насколько можно судить по этим фактам, Сулейман Керимов как минимум не хочет терять свои позиции в Дагестане, хотя он утрачивал интерес, но в последнее время этот интерес возобновился. В этой ситуации он может предложить кандидатуру другого топ-менеджера для Махачкалинского морского торгового порта.

Сулейман Керимов как минимум не хочет терять свои позиции в Дагестане

Что касается встречи Абдулатипова, Меликова и министра транспорта, я думаю, вопрос будет решаться на уровне минимум правительства РФ. Максим Соколов будет отстаивать позиции на уровне руководства России. Скорее всего, вопрос будет согласован, с Медведевым или Дворковичем, тем, кто может курировать этот вопрос. Правительство РФ, я думаю, поддержит группу компаний «Сумма».

Если будет такая договоренность на высшем уровне  – настаивать на кандидатуре Гормаха – Меликов и Абдулатипов согласятся с этим.

Тогда будут обсуждаться вопросы какой-то компенсации для братьев Гаджиевых и Сулеймана Керимова.

Компромисс будет найден. Другие сценарии мне кажутся менее вероятными, потому что тут сохранить лицо должны обе стороны.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ”Кавполита”

0 Распечатать

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов Вчера 12:22

Да пусть идет.