Как тетя Валя полюбила Гоголя


Русская планета, 10 июня 2016   –   barnaul.rusplt.ru


В Алтайском крае прошел фестиваль народных театров «Театральный разъезд». Самодеятельные артисты из 10 городов и деревень региона привезли в Первомайский район спектакли, в основном — классику. Михайловский народный театр показал «Бешеные деньги» Островского, народный театр из Рубцовска поставил «Наш вишневый сад» по мотивам пьесы Чехова, «Канитель», театр Первомайского района — «Праздники детства» по рассказам Шукшина, народный театр из Ребрихи замахнулся на «Двенадцатую ночь» Вильяма Шекспира. Народный театр-студия «Маскарад» из Новоалтайска представил авторскую работу «Путешествие» в жанре пантомимы.

– Это же так надо любить театр! Они бросают семьи, огороды, дела, едут через весь край — а вы знаете, какие у нас тут огромные расстояния! Живут три дня в детском лагере. Но вы бы видели их лица! — восхищается организатор фестиваля, заместитель директора краевого Дома народного творчества Наталья Рябцева.

Все спектакли играли при полных залах. Публику составляли жители окрестных деревень.

– Представьте, какой это был праздник для Бобровки и Санникова! — говорит Наталья Рябцева.

В Первомайском районе состоялся финал фестиваля. На первом этапе жюри, в которое вошли заведующая кафедрой театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайской академии культуры Елена Шангина, актриса Молодежного театра Любовь Хотиева и режиссер Василий Романов, смотрело видеозаписи спектаклей и отбирало лучшие. Сейчас в крае 55 взрослых театральных коллективов, и видео прислали почти все.

– Народные театры были развиты у нас в советское время, потом как-то прижухли. Я рада, что сейчас они начали возрождаться, — сказала «Русской планете» барнаульский театральный критик Елена Кожевникова. — Среди них есть очень интересные коллективы, это просто что-то невероятное! В Барнауле актриса драмтеатра Анастасия Кузнецова в сентябре 2015 года создала «Первую театр-студию». К ней ходят люди самых разных профессий — бухгалтеры, юристы, менеджеры, повара. Я смотрела их спектакль по рассказам Аверченко: до чего же он смешной, органичный, искренний, и в чем-то даже выгодно отличающийся от спектаклей профессиональных театров! В Усть-Калманке я смотрела «Черное молоко», работу молодого режиссера Анны Медведевой по пьесе Сигарева. На сцену выходили доярки, 70-летние крестьянки и играли сами себя. В этом было столько достоверности, столько правды, что я поняла — надо, чтобы это обязательно увидел Барнаул.

Жесткая, даже страшная работа была показана на сцене краевого театра кукол и произвела на барнаульскую публику сильное впечатление. Спектаклем восхищались, хотя и спорили.

– В деревне кому-то понравилось, кто-то ругался, что мы выбрали эту пьесу, — говорит Анна Медведева. — Я увидела в этой истории любовь автора к простым деревенским людям.

Народный театр в Усть-Калманке существует с 1984 года, но в его истории был большой перерыв, пока Анна Медведева, выпускница кафедры режиссуры и актерского мастерства Алтайской академии культуры, не вышла замуж за местного парня. Возрождение театра Аня начала с того, что силами работников Дома культуры поставила «Встречу» по Валентину Распутину. А на спектакль пришло всего 30 зрителей.

– Усть-Калманка— большая деревня, и мне было обидно. Но наша работа людям понравилась, и, как это всегда бывает, про нее ходило много разговоров. Народ начал у меня через мужа спрашивать: «Как бы в ваш театр попасть?» Я всем отвечала, что в театр попасть можно, главное, мне надо на человека посмотреть, понять, какой у него типаж.

Труппа сформировалась быстро, и следующие спектакли Усть-Калманка уже не игнорировала. В селе сформировалась театральная публика, человек 300, которая ждала каждую премьеру и писала отзывы в социальных сетях. А для артистов театр стал главным праздником.

– Если для профессиональных артистов театр — работа, то для моих — это увлечение, любимое занятие, — рассказывает Анна. — «Мне семьдесят лет, а я еще ого-го как могу», — для них главная мотивация. Они не научены актерству, у них нет никакой школы, о театре они не знают ничего, а играют так талантливо. И я никогда не заставляла людей переступать через себя. Человеку должно нравиться то, что он делает.

Участники фестиваля. Фото: Лариса Хомайко / «Барнаул»

Интересно было смотреть, как занятия в театре открывали для деревенских людей новые грани жизни.

– Мы ставили «Женитьбу», и сваху играла тетя Валя, абсолютно деревенская жительница, давно на пенсии, — рассказывает Анна. — Она все время ворчала: «Гоголь… Я этого Гоголя-Моголя со школы ненавижу». Но мы разбираем пьесу, репетируем, делаем — и однажды она говорит с таким восторгом: «Ань! Я поняла, это же правда комедия! Так смешно, так понятно!» И вот она полюбила писателя.

Фестивали народных театров проходят в Алтайском крае уже 14 лет, но в этом году жюри впервые решило учредить главный приз.

– Мы понимали — дело идет к тому, чтобы определить лидера фестиваля. Жюри единогласно решило, что это Михайловский народный театр, режиссер Оксана Афанасьева, пьеса Островского «Доходное место». Видели бы вы реакцию зала: когда объявили Гран-при, была овация. Всем так понравилось! — рассказывает Наталья Рябцева.

Оксана Афанасьева руководит Михайловским народным театром 15 лет, и все эти годы односельчане видят, как растет мастерство артистов и режиссера. «Мы в Михайловке можем смело и гордо заявлять “Сегодня я иду в театр, потому что вы работаете на высоком уровне”», — написала на страничке театра в соцсети жительница Михайловки Елена Леонтьева.

– У меня в коллективе 20 человек, которые вообще не работают в культуре, у них разные профессии: бухгалтер, педагог, парикмахер, фермер. Всех объединяет одно — любовь к театру, — рассказывает Оксана Афанасьева. — В Михайловке много талантливых людей, и все — у меня. Меня спрашивают: «Как тебе удалось собрать такой коллектив?» Да никак. Надо просто любить свое дело и людей, которые делают его вместе с тобой. У нас не молодежная студия, артисты от 28 лет и старше, и 65 есть. Спектакль большой, репетиция идет не меньше трех часов, через день. И вот они работают до шести — и на репетицию. Одна девочка на скорой работает, после смены — к нам. У Сергея Николаевича Андрейченко стадо коров, и вот он их всех доит, отправляет пастись и бежит репетировать. Еще у одного нашего артиста болезнь суставов, так он после спектакля переживал: «Приду домой, жена скажет: “Дома еле ползаешь, а по сцене козлом скачешь!”» Такие все молодцы!

Оксана не хотела, чтобы постановка получилась дидактичной, нравоучительной. Островский не теряет злободневности — деньги, кредиты, судебные приставы. Может быть, кто-то узнает себя, задумается о своей иерархии ценностей — и хорошо. «Доходное место» спектакль отчасти экспериментальный — на сцену, сменяя друг друга, выходили пять маменек и пять Лизонек. Оксана волновалась — поймет ли зритель эксперимент? Перед поездкой на фестиваль решились и устроили прогон, открытую генеральную репетицию. Пришло около 200 человек. Эксперимент одобрили. Режиссера останавливали на улице, хвалили.

– Я — хитрый режиссер, и я понимала, что у артистов начнется соревнование между собой, — объясняет Оксана Афанасьева свой замысел. — Это было видно. Они изо всех сил старались проявить свои актерские способности, и даже сами этого не видели, но внутри у каждого происходило такое… Каждый выход нового артиста зрители встречали аплодисментами, а для нас это лучший стимул.

Сейчас режиссеры народных театров края обдумывают, что привезут на «Театральный разъезд» в 2017 году. Адепты новой драмы штудируют сайты модных драматургов, ценители классики перечитывают Чехова и Островского. Летом в деревне день год кормит, но время для творчества находится всегда.

Читайте в рубрике «Общество» Голубой кленовый листСистема высшего образования Канады меняет сексуальную ориентацию Голубой кленовый лист

Let’s block ads! (Why?)

Сегодня в СМИ

Главный редактор

Группа




Свежие комментарии


5ebb2185774a6d7b764d45795d2f92b1?s=35

Сергей Удалов Вчера 12:22

Да пусть идет.